Модели наставничества
1. Форма наставничества «педагог – педагог»
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Цели и задачи взаимодействия
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
- способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации;
- содействовать ускорению процесса профессионального становления педагога;
- способствовать включенности молодого педагога в профессиональное сообщество педагогов образовательной организации, мотивированных на совместную продуктивную деятельность.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.
Педагоги-наставляемые получат стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист» – классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
2. Форма наставничества «педагог – студент»
Данная форма предполагает создание эффективной системы взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и представителя организации, профессионала с целью получения студентами актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной реализации и трудоустройства. Для организации наставляемые могут быть потенциально подготовленными кадрами, в будущем способными стать ключевым элементом обновления системы образования.
Цели и задачи взаимодействия
Целью такой формы наставничества является получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации.
Среди основных задач деятельности наставника в отношении студента:
- содействовать раскрытию и оценке своего личностного и профессионального потенциала;
- способствовать повышению осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, повышению уровня профессиональной подготовки студента;
- содействовать ускорению процесса освоения основных трудовых действий и умений педагога учреждения дополнительного образования;
- способствовать выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
- содействовать развитию у студента интереса к трудовой деятельности в целом.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность, расширение поля потенциальных сотрудников образовательной организации с должным уровнем подготовки, которое позволит совершить качественный скачок в долгосрочной перспективе.
Более того, в процессе взаимодействия наставника с наставляемым в данной форме может происходить адаптация молодого специалиста на потенциальном месте работы, когда студент решает реальные задачи в рамках своей рабочей деятельности. Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передают технологии, навыки работы, паттерны поведения, их мотивируют и, при необходимости, корректируют работу.
3. Форма наставничества «обучающийся – обучающийся»
Предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Вариацией данной формы является форма наставничества «студент – студент».
Студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.
Цели и задачи взаимодействия
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося в адаптации к новым условиям образовательного процесса.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
- содействовать в реализации лидерского потенциала;
- способствовать улучшению образовательных, творческих или спортивных результатов, развитию гибких навыков и метакомпетенций;
- содействовать созданию условий коммуникаций внутри образовательной организации, формированию устойчивого сообщества обучающихся, совместной проектной деятельности.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставника будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования; повышение уровня включенности наставляемого(ых) во все социальные, культурные и образовательные процессы организации; снижение доли ценностно дезориентированной молодежи; активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов; количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов обучающихся.
4. Форма наставничества «педагог – родитель»
Предполагает взаимодействие педагога-руководителя детского объединения, в котором занимается ребенок наставляемого, и родителя, заинтересованного в развитии своего ребенка. В данной форме наставничества наставник активизирует личностный потенциал наставляемого, повышает его мотивацию к самореализации, развитию родительских педагогических компетенций. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым в зависимости от мотивации наставляемого может происходить прикладное знакомство с профессией наставника, реже – освоение профессиональных умений педагога детского объединения от уровня хобби до уровня профессиональной деятельности.
Цели и задачи взаимодействия
Целью такой формы наставничества является привлечение родителей к активному участию в совместном с обучающимися творчестве, а также создание комфортной воспитывающей среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать потребности детей, ожидания родителей.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
- формировать уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения, доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;
- способствовать формированию адекватных ожиданий родителей о результатах образовательной деятельности своих детей в объединении;
- развивать интерес наставляемых к методике построения и организации результативного образовательного процесса в детском объединении и в домашних условиях, в котором занимается ребенок наставляемого;
- способствовать включенности родителей в совместную продуктивную деятельность с профессиональным сообществом педагогов образовательной организации.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня включенности родителей в культурную жизнь образовательной организации, повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в вопросах образования и профессионального ориентирования своего ребенка, усиление уверенности в собственных силах как родителя и развитие личностного, творческого и, возможно, педагогического потенциала, а также создание устойчивого партнерства педагогического и родительского сообществ.
5. Форма наставничества «работодатель – работник»
Предполагает взаимодействие работника и работодателя, при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к повышению профессиональных компетенций и самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым в зависимости от мотивации самого наставляемого (личная, общепрофессиональная или конкретно профессиональная) может происходить прикладное знакомство с профессией.
В данной форме («работодатель – работник») следует понимать термин «работодатель» в широком смысле: сотрудник организации, имеющий богатый личный или профессиональный опыт, который может как иметь цель привлечь новых молодых сотрудников в свою организацию, так и осуществлять деятельность в рамках программы наставничества с целью передачи личного опыта, поддержки наставляемого и обоюдного развития навыков.
Цели и задачи взаимодействия
Целью такой формы наставничества является успешное формирование у работников осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа работников, заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков.
Среди основных задач деятельности наставника-профессионала в отношении работника:
- содействовать в раскрытии и оценке своего личностного и профессионального потенциала;
- способствовать повышению осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров;
- развивать лидерские, организационные, коммуникативные навыки и метакомпетенции;
- содействовать приобретению опыта и знакомству с повседневными задачами внутри профессии.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования, а также создание устойчивого партнерства представителей образовательной организации, занимающихся всесторонней поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, рост числа образовательных и стартап-проектов, улучшение экономического и кадрового потенциала региона.