Услуга «Служба ранней помощи в «Томской Хобби-центре»
Услуга СРП – это комплекс профессиональных действий для детей, имеющих нарушения в развитии, и их семей в целью улучшения функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях и формирование позитивного взаимодействия детей и родителей.
Специалисты службы ранней помощи обучают семьи навыкам, необходимым для развития особого ребенка, консультируют родителей по вопросам воспитания детей.
1. Цель услуги:
выявление и диагностика трудностей в развитии у детей раннего возраста;
оказание психолого-педагогической помощи семьям с детьми в возрасте от рождения до 4 лет с нарушениями развития или высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и социализации
повышение родительской компетентности.
2. Целевая группа
В Программу СРП включаются дети от рождения до 4 лет с особыми потребностями, вызванными медицинскими, биологическими или социальными факторами.
Ранняя помощь необходима детям, когда:
- ребенку сразу после его рождения поставили медицинский диагноз;
- ребенок родился раньше срока или находился в отделении интенсивной терапии новорожденных;
- развитие ребенка идет медленнее, чем у сверстников или отличается от типичных путей развития детей.
3. Порядок и условия оказания услуги
1) Прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи.
2) Определение нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум).
3) В случае невыявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи - предоставление разовой консультации по развитию ребенка.
4) В случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи - оказание следующих услуг: консультирование, диагностика, индивидуальные занятия, занятия в группах программ раннего развития, занятия в инклюзивных группах.
5) Проведение оценочных процедур для составления индивидуальной программы развития.
6) Подбор занятий со специалистами и педагогами раннего развития.
7) Проведение промежуточной диагностики и вторичного приема по запросу и потребностям семьи.
Краткое содержание компонентов услуги «Служба ранней помощи»:
Диагностика уровня развития ребенка*
Индивидуальное занятие и наблюдение педагога
Консультации специалистов раннего развития: психолога, педагога, логопеда.
Подбор и обучение различным способам коммуникации с ребенком.
Развивающие занятия для детей по программам ранней помощи.
Оценка и помощь в организации развивающего пространства в домашних условиях.
Сопровождение специалистами родителей и детей, имеющих нарушения развития на групповых развивающих занятиях.
Родительский клуб.
*Диагностика уровня развития ребенка – диагностические шкалы KID и RCDI- Института раннего вмешательства (г.Санкт-Петербург), заполняемые родителями. Заполнение бланка первичного приема, анамнеза, Протокола «Междисциплинарная оценка». На основании этих документов составление «Индивидуальной программы развития» ребенка.
Услуга «Служба ранней помощи» направлена на развитие у детей следующих компетенций:
освоение физических навыков (развитие навыков крупной и мелкой моторики, перемещение, ходьба, рисование, манипуляции с предметами);
развитие мотивации и когнитивных навыков (концентрация внимания, развитие предметно-познавательной способности);
становление коммуникативных навыков (речь, невербальные сигналы, способность делать выбор, слушание, понимание других);
развитие социальных и эмоциональных навыков (совместная игра, взаимодействие с другими);
освоение сенсорных навыков (тактильный опыт текстур, вкусов, звуков, запахов).
4. Принципы оказания услуги:
Добровольность – желание включить ребенка и семью в программу услуги СРП исходят от родителей или лиц, их замещающих.
Личностная ориентированность – в центре внимания педагогов и специалистов находится ребенок, который имеет свои естественные детские интересы и потребности, такие, как потребность общаться, наблюдать, играть, изучать мир и пр. Специалисты вместе с родителями при проведении оценки и составлении «Индивидуальной программы развития» ориентируются на сильные стороны, интересы и индивидуальные нужды конкретного ребенка и семьи. Благодаря этому программа помощи становится индивидуальной для каждой семьи.
Ориентированность на семью - семья есть первичная поддерживающая система для ребенка. Родители лучше понимают своего ребенка, знают особенности его поведения и восприятия. При составлении индивидуальной программы развития для специалистов СРП является ценным родительские представления, ожидания, нужды относительно их детей.
Партнерство - программа будет эффективной в том случае, если семья принимает участие на каждом этапе реализации программы ранней помощи: принятии решения об участии в программе; процессе планирования программы, включая оценку, мониторинг и пр.
Междисциплинарность – совместная работа квалифицированных специалистов разных областей знаний (педагогики, психологии, логопедии), составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями междисциплинарного взаимодействия. Это позволяет формировать единый взгляд на ребенка и планировать индивидуальную программу помощи, учитывая сильные стороны, потенциальные возможности и особенности развития каждого ребенка.
Конфиденциальность – это информационная безопасность в отношении сведений о семье и ребенке. Услуги ранней помощи предоставляются с соблюдением действующего законодательства, политики и этических норм. Все вовлеченные специалисты междисциплинарной команды должны проводить границу между открытой и личной информацией, сотрудничать и обмениваться информацией по делу лишь с предварительного согласия родителя и лишь тогда, когда этого требуют интересы семьи и ребенка.
Методология раннего вмешательства строится с опорой на гуманистические традиции в педагогике, лечебной педагогике и психологии.
Индивидуальные формы работы с ребенком и семьей используются на этапе диагностики и реализации плана помощи. Индивидуальное занятие может проводить один из специалистов, исходя из актуальных задач плана помощи семьям целевой группы.
Консультации специалистов: психолога, педагога дополнительного образования, логопеда.
Развивающие занятия – регулярные встречи семьи с педагогами и специалистами программ ранней помощи, направленные на реализацию задач, поставленных в «Индивидуальной программе развития». Частота встреч – 1-2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – 2 академического часа.
Развивающие занятия могут включать в себя несколько видов деятельности:
- обсуждение с родителями вопросов, касающихся их жизни с ребенком и продвижения в достижении поставленных задач;
- формирование у ребенка навыков и умений, способствующих его развитию;
- демонстрация членам семьи приемов, способствующих развитию ребенка;
- обсуждение того, как мама/папа может использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Групповые занятия являются необходимым условием для социализации детей с ОВЗ и инвалидностью, стимуляции их игрового поведения и когнитивного развития. Инклюзивные занятия предлагают семьям участвовать в групповых занятиях совместно с типично развивающимися детьми в программах Центра раннего развития.
Родительский клуб – пространство информационной и психологической поддержки родителей. Темы для занятий предлагают сами родители, ведут занятия специалисты, занятия проходят в диалоговой форме, либо в тренинговом режиме. Такие встречи способствуют более близкому знакомству родителей между собой, обмену информацией по обсуждаемой теме. Дружелюбная атмосфера встреч в родительском клубе несет в себе также элемент психологической разгрузки.